Время чтения ≈ 15 минут
Любой слушатель ценит захватывающий сторителлинг, и вы как ответственный подкастер просто обязаны ему этот сторителлинг обеспечить! Каждый подкастер с каждым новым выпуском учится создавать то плавное повествовательное течение, за которым хочется следить, не отрываясь.
Чтобы история, лежащая в основе выпуска, захватывала, нужна очень вдумчивая подготовительная работа, а именно пересмотр и организация огромного количества материала. Каждый момент истории должен перетекать друг в друга плавно и незаметно, а каждое событие шоу должно быть логично и запланировано — тогда захватит!
Также если вы планируете работать с продюсером, важно подать сценарий так, чтобы он зацепил и его.
Посмотрите на эти шаги — это последовательность движения к идеальному органичному сценарию.
1. Ваша история. Какова она?
- Какова основная тема?
Это своего рода маяк, который не даст отклониться от основы при «путешествии» по повествованию.
- Почему эта история важна?
Ответ на вопрос даёт внутреннее глубокое понимание того, что вы хотите достичь своим нарративом: изменения мира, развлечение слушателей, а может, их обучение, ну и прочее. Также это подготавливает вас к возможности отвечать на вопросы потенциальных участников шоу, например, редакторов, о важности и ценности шоу, имеет ли оно право занимать то самое «ценное пространство серверов».
- Можно ли создать достаточно эпизодов по этой теме?
Подумайте объективно, возможно ли создание множества эпизодов — минимум восьми — по основной теме. Объективно — значит, «не по моему мнению», а то, как это множество эпизодов воспримет целый мир, будет ли ему интересно.
- Какая точка зрения стоит в основе?
С какой стороны именно вы смотрите на заданную тему? Как хотите повлиять на аудиторию и какое мнение создать, культивировать? Настроены ли вы враждебно или сочувствуете основным понятиям темы?
Ответы на эти вопросы нужны не для того,
чтобы принять чью-то сторону и призвать к этому аудиторию
2. Структурирование подкаста
Не переживайте — рекомендуем всего лишь одну одностраничную неформальную напоминалку. В ней будет несколько ключевых моментов информации о подкасте, и это важно! Эта напоминалка нужна вам вот для чего: необходимо и очень критично иметь возможность вернуться к основам (в данном случае прочесть) и вспомнить, какую цель вы преследуете, если вдруг творчество захлестнуло. Если вы понимаете, о чем мы…
Также этот документ очень полезен и нагляден для потенциальных редакторов.
Для создания одностраничной напоминалки вам нужны:
- Логлайн. Максимально краткий обзор подкаста (1–2 предложения), где вы показываете центральный конфликт, что обязательно цепляет внимание и образует интерес вокруг всей этой истории.
- Синопсис. Расширенный (2–3 предложения) логлайн с целью более объёмного рассказа о роде и ожидаемого от подкаста контента.
- Некоторые ключевые моменты, описывающие формат:
- количество эпизодов
- прогнозируемый график выпусков
- будут ли в составе интервью, актёры озвучивания, архивные видео
- Сюжетная арка. Описание развития общей истории сквозь целый подкаст. Не нужно описывать каждый эпизод — лишь очертите ключевые части начала, середины и конца подкаста.
- Ключевые моменты целей. Целевая аудитория, места размещения, демографические цели.
- Обещания слушателю. Что хотите донести и объяснить, чему научить, какие чувства создать. Эти обещания очень хорошо объяснят вашу суть и суть вашего подкаста.
- Почему именно эта история, и что делает её интересной/подходящей/важной и ещё какой-то такой, которая нужна именно вашему слушателю? Есть ли какие-то особые элементы в подкасте и отвечают или, может, ставят ли они принципиально новые для мира вопросы?
- Что уникального в вашей истории? Почему она не похожа на остальные? Какие перспективы она может предоставить основной идее и откроет ли она какие-то невиданные ранее ресурсы? Есть ли новаторство в создании истории подкаста?
- Какие «сообщения» слушателям вы хотите отправить? Подумайте о ключевых моментах, которые нужно вынести аудитории из вашего подкаста.
Вся эта информация в одном доступном документе поможет держаться заданной линии подкаста, которую вы однажды задумали, и не отклоняться от неё.
3. Структурирование эпизодов
Чтобы не создать подкаст «в стол», обязательно нужно визуализировать его эпизоды.
Подходит для тех, кто импровизирует или ведёт подкаст, который невозможно спланировать. Если это ваш случай, создайте простой список из следующих вопросов к самому себе:
- В чём цель эпизода для слушателя?
- Начинать ли эпизод с чего-то неожиданного?
- Чем зафиналить эпизод?
- Достаточно ли у меня сюрпризов для слушателя?
- Все ли ясно и чётко в моей истории?
- Не перегружаю ли я слушателя?
- Не много ли названий?
- Эффективны ли все точки сюжета?
- Донёс ли я слушателю всё, что обещал?
Метод 2.
Если вы хотите включить побольше визуала в нарратив своего подкаста, а также есть много элементов к включению в эпизоды, этот метод — для вас.
- Создайте базовую временную шкалу для каждого эпизода с разделением на начало, середину и конец;
- Присвойте каждому элементу шоу свой цвет (например, интервью — красный, озвучка — зелёный, повествование — жёлтый);
- Начните заполнять и параллельно корректировать шкалу, чтобы распределение по цветам стало гармоничным и нужным именно вам для осуществления необходимых целей.
Огромный плюс метода — в возможности увидеть баланс и убрать то, чем вы перегружаете аудиторию или, наоборот, добавить, что упускаете.
Метод 3.
Этот метод — для продюсера-визуала, мыслящего основой, то есть сюжетом. Также, как и для второго метода, здесь нужно создать временную шкалу. Но здесь вместо гармонизации времени продолжительности каждого элемента нужно составить понимание, насколько они повлияют на рассказываемую историю.
Преимущество метода — можете решать, эмоциональную или нарративную составляющую придать тому или иному эпизоду.
Например, можно на 29-ой минуте 30-минутного эпизода тру-крайм подкаста
разместить интервью о том, что «вот тот» звонок был сделан прямиком из дома и-и-и…
Вот и поворот сюжета. Вот о какой эффективности идёт речь,
а не о распределении временнОй протяжённости.
4. Организация нарратива серий подкаста
Это даст понимание, совпадают ли ваши ожидания, предъявляемые к подкасту с тем, что получается по факту с уже распределенными сюжетными моментами.
Идеальное распределение — кривые, похожие на американские горки.
Поэтому:
- распределяйте взлёты и падения повествования
- снижайте градус драмы
- дайте слушателю достаточно, но оставьте и про запас — чтобы ждал продолжение
Поздравляем! Ваш нарратив создан и организован.
Но теперь вам необходим опытный профессионал в сфере подкастинга,
обладающий ресурсами и знаниями о том, как эффективно подать шоу миру.
Для начала нужно выгодно представить и правильно подать
свой нарративный подкаст этому человеку.
5. Документы подачи
Вы, как никто иной, знаете, что за птица — ваш подкаст,
так покажите его преимущества во всей красе!
- Подразните читателя
Как говорит Келли Риордан, отмеченный наградами подкастинг-стратег из студии консалтинга подкаст-, аудио- и сторителлинг-продакшена (Deadset Studios), «это — одно-, двухстраничный документ… в котором не нужно описывать всё подробно на 100%. Однако вы должны завлечь меня и показать все перипетии».
Цель — не шокировать.
Цель — продемонстрировать повествовательный динамизм, способный захватить аудиторию.
Обязательно покажите, что в подкасте сохраняется чёткий вопрос, на который аудитория хочет получить ответ и для этого будет с вами до конца.
- Продублируйте тон подкаста в документах подачи
- Создайте контекст для вашей темы
- Расскажите о своей квалификации
Если же это первый подкаст или первый нарративный подкаст в вашем списке, понадобится другой подход. Рассказывайте, почему именно вы уникальны на создание вашего уникального аудиопродукта.
Объясните, почему вы и только вы можете взяться за эту тему, а остальные не смогут даже близко подойти к её освещению широкой публике.
Как это сделать? Может, у вас есть исключительный доступ к элементам истории,
которую вы изучаете в подкасте.
А может, вы получили взгляд на тему из первых рук,
и теперь знаете всю изнанку.
6. Личная подача
Почему именно вы?
И вновь (!!!) чётко доходчиво проговорите, почему именно вы — тот идеальный претендент на роль ведущего этого подкаста. Продюсер не прочь услышать это не раз и даже не два.
Если вы новенький в подкастинге, подсветите cвою ценность для этой сферы и набор навыков, делающих вас отличным подкастером.
Презентуйте свои силы!
Замечательный совет от Анны Пристлэнд (независимый писатель, сторителлер, продюсер):
Узнайте, КОМУ презентуете сценарий. Понимание того, что вы с потенциальным продюсером на одной волне, может стать ключом к успеху и будущему сотрудничеству.
Например, фраза в процессе презентации типа: «Вы работаете с историями о технологиях
с исключительным оттенком романтизма в них. То же самое люблю делать и я! Давайте сотрудничать!»
явно может поспособствовать новому повороту презентации.
Это достаточно радикальные примеры, но очень ярко показывают, как извлечь выгоду в разных ситуациях. Речь о том, чтобы понять, что можно запросто замиксовать ваш нарратив и их стиль!
Так что обязательно мониторьте, с кем будете иметь дело на своей будущей презентации. Просматривайте их портфолио. И вот вы уже составили понимание, чем можно помочь друг другу.
Привнесите страсть и радость
Поистине замечательный совет от Келли Риордан:
«Создание подкаста — сложное дело, требующее множество сил и времени, и всегда может наступить тот день, когда захочется сдаться. Так что я всегда ищу того, кто безоговорочно верит в свою историю и в то, что он сможет её поддерживать и рассказывать всегда и всем».
По словам Анны Пристлэнд,
ваш собеседник уже заинтересован в вас, так что очень логично задать себе вопрос: «что же есть во мне такого, раз это сейчас происходит со мной?!»
Так вы обратитесь к возможно забытым своим силам и умениям, благодаря которым именно вы — уникально подходите к поставленной задаче! Так покажите это. Подайте себя!
Это очень крутая рекомендация, позволяющая обратиться к истокам и вспомнить, почему же вы тут оказались, что УЖЕ поспособствовало и помогло вам в этом.
Ну и наконец…
Не стрессуйте: это лишь беседа, которая направлена не только на то, чтобы убедить о качестве вашего сценария и подкаста, но и посмотреть, сработаетесь ли вы, и даст ли собеседник вашему проекту жизнь, которую вы себе всегда представляли!